Шаманская практика
20.09.2018 Выкл. Автор Диана

Несколько месяцев назад меня пригласили присоединиться к редакционной коллегии издания «Шаманская практика» в качестве европейского редактора, -рассказывает Джонатан Хорвиц, основатель Скандинавского центра по изучению шаманизма.

Я преподаю шаманизм в Европе с 1986 года, в разных уголках, от российской Лапландии до Италии, в общей сложности примерно в пятнадцати странах. Шаманизм, который я преподаю, основывается на моей собственной практике. На меня оказали влияние многие учителя-люди, книги, которые я читал, мой собственный жизненный опыт и кроме всего этого я учился многому у моих духовных учителей. Многие шаманские культуры вдохновляли меня, но я не старался их имитировать. Я дитя западной культуры двадцатого века, а возможностей обучаться у Духов –огромное множество. Шаманское исцеление –один из основных моих интересов, но, с моей точки зрения, шаманизм -это не терапия, хотя он часто может быть терапевтичным. Я смотрю на шаманизм в основном как на духовный путь –путь, на котором человек живет и работает с Духами. И, определенно, это путь сердца.

В качестве европейского редактора я надеюсь дать возможность многим, кто как я знаю, практикует шаманизм на этой части Атлантики, поделиться своим опытом или тем, как им помог опыт других читателей «Шаманской практики».

Шаманизм по-прежнему жив и развивается и в Европе, но для этого нужно было время. Когда я начал преподавать здесь шаманизм, даже в кругах нового поколения, большинство людей не знали слова «шаман», а те, кто уже слышал это слово, обычно не знали его значения. Знания людей о шаманизме были минимальными, даже несмотря на появление в продаже в начале семидесятых книг о шаманизме и схожих темах.

В середине семидесятых годов, с периода оккупации «Раненого колена» (индейцы в Южной Дакоте) Американским Индийским Движением, в Европе начали уделять больше внимания исчезающим культурам малочисленных народов по всему миру, и также вдохновлялись ими.

Молодежь западной и восточной Европы стала изучать образ жизни североамериканских индейцев, даже строили в свое свободное время типи (индейские хижины) и жили в них, и даже создавали свои «племена», на сезон, живя в них «как индейцы». Несмотря на все это, книга Майкла Харнера в 1980 году попала на неподготовленную почву. Знания о шаманизме ограничивались знанием суб-культуры.

С годами это менялось. В начале восьмидесятых все учителя шаманизма поехали в Северную Америку. Майкл Харнер сначала приехал в Европу в 1983 году, а затем несколько североамериканских индейцев, таких как Солнечный Медведь, и вдохновленные индейской культурой учителя, такие как Харли Свифтдир («быстрый олень» -прим. переводчика) и Альберто Виллодо, также приехали вести семинары. Но к концу восьмидесятых появилось много преподавателей «нового» (нео-) шаманизма в Европе, который там и жили. Сегодня практически каждые выходные в Англии, Германии, Нидерландах, в Скандинавии, Франции, Италии, Австрии или Испании вы сможете найти ряд курсов по какому-либо виду шаманизма. Очарованность Северной Америкой продолжается, но сегодня также можно найти семинары, курсы и круглые столы в русле сибирского или монгольского шаманизма, африканского шаманизма, южноамериканского шаманизма. И замечательно, что исконный европейский шаманизм возрождается повсюду, от кельтской, англо-саксонской культур, культуры викингов и до-викингового периода на севере, до этрусской, аттической (греческой) культур на юге и мадьярской (венгерской), турецкой культур на востоке Европы. Некоторые из тех, кто практикует шаманизм, даже возродили шаманизм доисторических культур каменного века. Другими словами, многие современные шаманские практикующие слышат опыт своих предков и ведомы своими предками и Духами своей земли. «Новый» шаманизм вырос на древней почве, но в новом культуральном окружении.

В некоторых случаях когда-то посаженные семена шаманизма еще спали, или были спрятаны, как например у саами. В Сапми (саамское название Лапландии) шаманизм преследовался, примерно как и в Западной Европе. Миссионеры, продающие алкоголь в 17 веке, считали шаманов ведьмами и колдунами, а смертельная казнь за обладание бубном странным образом сохранилась в шведский законах до второй половины 20 века. Однако, владельцы многих бубнов сохранили их. Типичная форма саамского бубна –овал, деревянная часть замаскирована и используется как приспособление для переноски тяжестей на спине оленя, а кожу можно легко спрятать. Я знаю шведку саамского происхождения, которой вверено хранить шесть бубнов, пришедших по ее семейной линии. Она и сейчас не рассказывает другим о своих бубнах и их свойствах. Когда-то бубны сжигали на костре вместе с их владельцами, и когда я поехал преподавать шаманизм в северный Арктический круг в январе 1987 года, в воздухе чувствовалось напряжение, поскольку лютеранская церковь все еще далеко не приветствовала шаманизм.

Для саами в России это было немного по-другому, и моя работа с ними была чудесной, удивительной и очень трогательной. Они живут на Кольском полуострове (и там найдены лабиринты, точно такие же, как в южной Скандинавии, Англии и других частях Европы). Во время правления Сталина, этих кочевники с оленями согнали с их земли в поселения –и такая же участь постигла многие другие кочевые народы мира. Сталин решил уничтожить их культуру. Мне рассказывали, что в середине тридцатых годов 20 века приезжали солдаты на грузовиках и забирали всех мужчин от 18 до 55 лет. Больше их никто не видел. Очевидно, Сталин боялся духовных знаний, которые были у многих малочисленных народов Советской империи, и делал все возможное, чтобы истребить их культуры и древние секреты. Сказания об истреблении шаманов по всему Советскому Союзу ужасающи –и правдивы.

Я был в российской Лапландии четыре раза, первый раз еще до падения «железного занавеса», и увидел много изменений, хороших и не очень. В последний раз я поехал туда сразу после того как материалы КГБ (секретная полиция советских времен) были рассекречены и люди смогли узнать правду о судьбе своих отцов и дедов. Большинство были казнены через несколько недель после того, как их забрали –за свое преступное саамское происхождение. Для меня было большой наградой за работу там видеть, как некоторые люди искренне обращаются к своему шаманскому прошлому. Сейчас саами согласованно стараются возродить шаманизм как источник силы в своих сообществах.

В некоторых случаях семена шаманизма уже были засеяны раньше, более малочисленной культурой или даже доминирующей культурой –а иногда обеими культурами. Так, например, в Венгрии я обнаружил, что анимизм в Трансильвании был нормой, и что взгляд на трансильванцев схож со взглядом англо-американцев на индейцев-аборигенов. Также, в мадьярских корнях в Венгрии можно найти традицию шаманов-колдунов, «тальтос», которые существовали по крайней мере до середины 20 века.

Также я заметил другую чудесную тенденцию: на каждом курсе, который я преподаю в Венгрии, базовом или продвинутом, среди участников всегда бывает высокий процент психиатров, врачей, психологов, психотерапевтов и медицинских работников –другими словами, людей, которые основное свое рабочее время посвящают искусству исцеления. В других странах это тоже может быть выражено, но не до такой степени. Более того, кто-то из них использует шаманские способности и навыки в своей работе, например, два психолога работают в шаманском кругу при лечении своих подопечных душевнобольных пациентов в клинике, а один работает шаманским способом с раковыми больными.

Ирландцы также сохранили свои магические анимистические корни и по-прежнему поддерживают традиции, особенно на западе, и это часто лежит на поверхности их культуры и сразу видно. Сам пейзаж полон напоминаний о былых временах, и вы практически можете почувствовать присутствие Духов в воздухе. Большая часть ирландской литературы основывается на рассказах о невидимом мире, на традициях и историях из прошлого, которые не потеряны и по-прежнему хорошо известны, повторяются и передаются дальше. Привязанность к земле, к почве, очень сильна в целом у населения и возрождающийся шаманизм в Ирландии, во многом подпитывается местами силы, которые отлично резонируют с землей. В последнее время большой упор делается на материалистической силе, поскольку Европейское Экономическое Сообщество начало накачивать ирландскую экономику деньгами, но с недавним экономическим кризисом этот шаг стал восприниматься кем-то как ошибка.

Англия стала первой страной, где я стал преподавать шаманизм за пределами Скандинавии, и первым обозначением силы в этой стране стала групповая работа по исцелению, которую мы делали. В 1986 году я был удивлен, увидев, как люди открываются силе на моих группах, когда приходит время. У женщины, с которой мы тогда работали, был киста на яичнике, и операция по ее удалению была назначена на следующий вторник. Хирург отправил ее домой. Киста у нее на яичнике уменьшилась в объеме с 24 миллиметров до 5.

Я много преподаю в Англии и вижу, как шаманизм вырос здесь, когда-то он был совсем неизвестен, а сегодня это основная духовная практика в Великобритании. На фоне все еще действующего очарования культурой американских индейцев и возросшего интереса к южноамериканскому шаманизму, английский шаманизм также присутствует глубоко в корнях местных традиций. Сегодня в Англии много учителей по шаманизму и многие из них, как и в Ирландии, во многом опираются на древнюю силу земли. В каждом графстве есть свои богатые традиции с налетом шаманизма и те, кто практикует шаманизм, знают об этих традициях и научились работать с ними. И ведь действительно, Англия — единственная страна (из известных мне), где выходит ежеквартальный журнал «Sacred Hoop» («священный обруч» -прим. переводчика).

Моя опора — Скандинавия. Я живу здесь уже сорок лет. Изначально меня в Скандинавию привела антропологическая доисторическая археология, и мой интерес к археологии был мистическим. Антропология – это, по сути, изучение изменений, и я столкнулся с изменениями, произошедшими от мезолита к неолиту. В то время уклад жизни людей очень напоминал индейцев Новой Англии во времена Мэйфлауэр (корабль пилигримов, приплывший в Плимут в 1620 году –прим. переводчика). И эти европейцы эры мезолита были моими предками. Я хотел узнать, чему они могут научить меня. Не все практикующие в Скандинавии относят свою практику к каменному веку, а практика многих тянется корнями из железного века и времен викингов. Шаманская традиция в Скандинавии сохранилась после принятия христианства, и сегодня снова проводятся ритуалы сейда (sejdr), а Асатру (духовная практика викингов) входит в список официальных религий Дании. Также сохраняется большой интерес к изучению шаманизма саами, также как традиционного шаманизма и духовности североамериканских индейцев.

Еще несколько лет назад люди часто говорили мне, что они чувствуют себя одиноко на своем шаманском пути. Во многих случаях это было связано с тем, что у них не было возможности присоединиться к другим практикующим, или они не пользовались имеющимися возможностями. Сейчас это меняется. Даже быстрый взгляд на журнал «Sacred Hoop» покажет, что по всей Европе есть много локальных шаманских групп. Некоторые из этих групп ориентированы на затачивание своих шаманских навыков или на супервизию работы со стороны коллег, как например Круг Практикующих Традиционный Шаманизм в Англии. Многие из них также занимаются локальными вопросами экологии. Несколько лет назад я спросил людей, которые работали со мной, готовы ли они помочь организовать сообщество, которое вели бы Духи, и отсюда выросло Международное Шаманское Сообщество (ISC). Его цель –сохранять чувство сообщества и поддерживать и вдохновлять практикующих между семинарами и в дополнение к работе на семинарах. Члены сообщества общаются в онлайн форуме, а также проводят встречи, ведут церемониальную работу и предлагают помощь в кругу исцеления. Встречи сообщества часто фокусируются на исследовании вопросов о том, что означает быть частью сообщества, как мы можем работать наилучшим образом, как работать с экологическими темами шаманским способом.

Я лично чувствую, что шаманизм дает возможности вновь обрести силу и исцеление в условиях нашего времени. Так много людей в нашем переполненном и экологически нестабильном мире страдают от ощущения безысходности, невозможности что-то изменить. Мой опыт преподавания и наблюдений за людьми, которые принимают вызов и работают друг с другом, со своими Духами, и с силой Вселенной, говорит мне, что шаманизм не только является прекрасным инструментом, но также раскрывает дверь в будущее.

Я считаю, что ответственность шаманского журнала не только в том, чтобы информировать, но и в том, чтобы вдохновлять. Данный выпуск начнется со статьи Йоргена Эриксона о шаманском использовании рун, и далее «Шаманская практика» будет предлагать статьи, написанные практикующими шаманизм в Европе, и таким образом мы продолжим ткать сеть, соединяющую практикующих по всему миру. Я чувствую, что предложение стать первым редактором европейского издания для меня большой дар, и, как учит меня мой духовный учитель, «Чем больше дар, тем больше ответственность».

АВТОР статьи -Джонатан Хорвиц
Перевод Дианы Орлан

Оригинал текста опубликован в редакторской колонке издания «Шаманская практика» (The Journal of Shamanic Practice, Spring 2012).

Джонатан Хорвиц –основатель Скандинавского центра по изучению шаманизма (www.shamanism.dk). Он живет в ретрит-центре в Асбаке в лесах южной Швеции.